Тендеры
Эффективный инструмент и соревнование на равных или заказ для своих с формальными отмазками?
Тендеры создавались для прозрачности и экономии. Но в России они давно превратились в ритуал: компании тратят месяцы на подготовку документов, а победителя часто определяют не качество работ, а "особые условия".
Государственные и коммерческие тендеры давно стали неотъемлемой частью в работе подавляющего большинства проектных, строительных и девелоперских компаний.
И если с государственными все регламентировано Федеральными законами:
1. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (жесткие правила для госзакупок, обязательные конкурсы, ЕИС, антидемпинговые меры).
2."О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (более гибкие правила для госкомпаний, они сами устанавливают процедуры в своих Положениях о закупках, но под контролем ФАС).
Что же касается коммерческих тендеров, проводимых частными компаниями (отдельными юридическими лицами), то здесь из разумного-светлого-вечного можно руководствоваться, например, ст. 447-449 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

И в этом случае мы имеем два интересных момента:
  1. абсолютная добровольность проведения тендерных процедур частными компаниями, нет обязательных правил. Хотя если компания объявляет тендер, она должна соблюдать свои же условия, иначе ей грозят судебные иски. Но вы на своем опыте хоть раз сталкивались с тем, чтобы компания, проводящая тендеры по своему регламенту, его нарушала и была привлечена к ответственности в судебном порядке? Вот и мы - нет.
  2. антимонопольные ограничения, которые контролируют сговоры и дискриминацию участников (ст. 17 135-ФЗ). По своей сути - это пункт 1, только в профиль. Проводишь тендер на своих условиях и нарушаешь их - ступай в суд. Да и в целом, кто-нибудь на практике имел дело с антимонопольными ограничениями? Все о них говорят, но никто не видел.

Из этого невольно напрашивается вывод: если даже в секторе государственного регулирования закупок для полностью частных компаний возникает правовой вакуум, в котором вся процедура “подгоняется под своих” (давайте уже называть вещи своими именами) и отсутствует обязательный публичный аудит итогов, то частные тендеры - это просто “Дикий запад”, который играет по своим правилам с минимумом гарантий для участников отбора.


В заключение хотим поделиться выводами о частных коммерческих тендерах, основанными на нашем личном опыте.
  • формально — конкурентные, фактически — имитация;
  • главные условия «прозрачность», «конкуренция», «снижение цены» на деле остаются глубоко формальными;
  • в реальности: подгонка ТЗ под «своего» подрядчика, демпинг цен с последующим ухудшением качества, откаты и схема «победитель известен до аукциона»;
  • последствия для заказчика: срыв сроков из-за недобросовестных подрядчиков, допрасходы на исправление косяков «победителя»;
  • последствия для подрядчиков: гонка за минимальной ценой вместо качества, бюрократия и затраты на участие в тендерах;
  • последствия для отрасли: деградация профессионализма - побеждает не лучший, а самый «договорной».
Тендеры в нынешнем виде — это фикция, которая вредит отрасли. Нужны изменения: меньше формализма, больше здоровой рыночной конкуренции и реального контроля за качеством.
Какие мы видим альтернативы на данный момент:
  1. работающие (а не для галочки) реестры надежных компаний с рейтингами;
  2. ответственность заказчиков за выбор исполнителя.
Автор: Анна Трофимова
Подготовлено для компании "МК"